Получена новая лицензия 11 мая 2017 г
Перезвоним
за 18 секунд
Жду звонка!
Обновленная форма № 2-ТП (отходы): что изменилось?

С отчета за 2017 г. введена в действие новая форма статистического наблюдения № 2-ТП (отходы). Форма подлежит сдаче лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, т.е. впервые отчитываться по данной форме природопользователи будут в начале 2018 г.

Новая форма № 2-ТП (отходы) утверждена Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (далее — Приказ № 529). Данным Приказом признается утратившим силу Приказ Росстата от 28.01.2011 № 17, которым была утверждена предыдущая форма № 2-ТП (отходы).

Росприроднадзор

Прежде чем перейти к анализу изменений формы № 2-ТП (отходы), отметим основные пункты, оставшиеся в привычном для хозяйствующих субъектов виде:

  • круг респондентов — лица, осуществляющие обращение с отходами;
  • срок представления — до 1 февраля года, следующего за отчетным;
  • орган, в который представляются статистические данные, — территориальный орган Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации.

Что изменилось в форме № 2-ТП (отходы)?

В первую очередь отметим, что указанная форма выпущена с обновленным наименованием:

Было: «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Стало: «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Данные изменения легко объяснимы, учитывая законодательные изменения перечня видов обращения с отходами, перечисленных в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

В настоящее время понятие «обращение с отходами» составляют следующие виды операций с отходами:

  1. сбор;
  2. накопление;
  3. обработка;
  4. утилизация;
  5. обезвреживание;
  6. транспортирование; 
  7. размещение.

До актуализации формы № 2-ТП (отходы) отражение хозяйствующими субъектами статистических сведений об обработке отходов представлялось невозможным. 

Если в отношении образуемых респондентом отходов осуществлялась обработка, с отчета за 2017 г. сведения о количестве таких отходов необходимо отразить при заполнении формы № 2-ТП (отходы).

Также из наименования формы следует, что респонденты статистических сведений при заполнении формы № 2-ТП (отходы) должны указывать данные о количестве образуемых отходов. В этой части форма № 2-ТП (отходы) сохранила преемственность с ранее действовавшей формой.

В связи с указанным обстоятельством на практике у специалистов экологических служб часто возникает вопрос: обязаны ли представлять форму № 2-ТП (отходы) лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, но которые не осуществляют виды обращения с отходами, перечисленные в наименовании формы?

Данный вопрос выступает поводом для ведения споров на протяжении продолжительного периода и находит различное разрешение в зависимости от позиций отдельных территориальных органов Росприроднадзора и судов (в случае если спор доведен до судебного разрешения).

При этом, исходя из положений Федерального закона № 89-ФЗ, можно утверждать, что на лиц, которые не осуществляют деятельность по обращению с отходами (т.е. хотя бы один из перечисленных видов деятельности: сбор, накопление, обработка, утилизация, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов), обязанность по представлению статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) не возлагается.

Однако на практике оказывается, что среди образователей отходов таковых весьма мало. Виной всему — накопление отходов, которое, как правило, выступает неизбежным следствием образования отходов, но при этом представляет собой разновидность обращения с отходами. Доказать обратное — весьма затруднительно.

Вынуждены констатировать: некоторые хозяйствующие субъекты попросту заблуждаются в своей уверенности в том, что их деятельность не имеет ничего общего с обращением с отходами, забывая о факте их ежедневного накопления.

При этом, несмотря на то, что при заполнении формы № 2-ТП (отходы) хозяйствующий субъект не указывает сведения о количестве накапливаемых отходов, сам факт осуществления накопления отходов придает такому хозяйствующему субъекту статус лица, осуществляющего обращение с отходами, а следовательно — лица, обязанного представлять форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы).

Вторым важным нововведением является установление особенностей заполнения формы для подразделений отчитывающейся организации:

Извлечение из Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения (утв. Приказом № 529)

[…]
2. […]
При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
[…]
Форму федерального статистического наблюдения предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.