С отчета за 2017 г. введена в действие новая форма статистического наблюдения № 2-ТП (отходы). Форма подлежит сдаче лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, т.е. впервые отчитываться по данной форме природопользователи будут в начале 2018 г.
Новая форма № 2-ТП (отходы) утверждена Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (далее — Приказ № 529). Данным Приказом признается утратившим силу Приказ Росстата от 28.01.2011 № 17, которым была утверждена предыдущая форма № 2-ТП (отходы).
Прежде чем перейти к анализу изменений формы № 2-ТП (отходы), отметим основные пункты, оставшиеся в привычном для хозяйствующих субъектов виде:
В первую очередь отметим, что указанная форма выпущена с обновленным наименованием:
Было: «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
Стало: «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
Данные изменения легко объяснимы, учитывая законодательные изменения перечня видов обращения с отходами, перечисленных в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).
В настоящее время понятие «обращение с отходами» составляют следующие виды операций с отходами:
До актуализации формы № 2-ТП (отходы) отражение хозяйствующими субъектами статистических сведений об обработке отходов представлялось невозможным.
Если в отношении образуемых респондентом отходов осуществлялась обработка, с отчета за 2017 г. сведения о количестве таких отходов необходимо отразить при заполнении формы № 2-ТП (отходы).
Также из наименования формы следует, что респонденты статистических сведений при заполнении формы № 2-ТП (отходы) должны указывать данные о количестве образуемых отходов. В этой части форма № 2-ТП (отходы) сохранила преемственность с ранее действовавшей формой.
В связи с указанным обстоятельством на практике у специалистов экологических служб часто возникает вопрос: обязаны ли представлять форму № 2-ТП (отходы) лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, но которые не осуществляют виды обращения с отходами, перечисленные в наименовании формы?
Данный вопрос выступает поводом для ведения споров на протяжении продолжительного периода и находит различное разрешение в зависимости от позиций отдельных территориальных органов Росприроднадзора и судов (в случае если спор доведен до судебного разрешения).
При этом, исходя из положений Федерального закона № 89-ФЗ, можно утверждать, что на лиц, которые не осуществляют деятельность по обращению с отходами (т.е. хотя бы один из перечисленных видов деятельности: сбор, накопление, обработка, утилизация, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов), обязанность по представлению статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) не возлагается.
Однако на практике оказывается, что среди образователей отходов таковых весьма мало. Виной всему — накопление отходов, которое, как правило, выступает неизбежным следствием образования отходов, но при этом представляет собой разновидность обращения с отходами. Доказать обратное — весьма затруднительно.
Вынуждены констатировать: некоторые хозяйствующие субъекты попросту заблуждаются в своей уверенности в том, что их деятельность не имеет ничего общего с обращением с отходами, забывая о факте их ежедневного накопления.
При этом, несмотря на то, что при заполнении формы № 2-ТП (отходы) хозяйствующий субъект не указывает сведения о количестве накапливаемых отходов, сам факт осуществления накопления отходов придает такому хозяйствующему субъекту статус лица, осуществляющего обращение с отходами, а следовательно — лица, обязанного представлять форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы).
Вторым важным нововведением является установление особенностей заполнения формы для подразделений отчитывающейся организации:
[…]
2. […]
При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
[…]
Форму федерального статистического наблюдения предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.
Источник: Издание «Справочник эколога»