Перезвоним
за 18 секунд
Жду звонка!
В Минприроды считают, что «Росатом» способен навести порядок в системе управления опасными отходами в масштабах страны

Министерство природных ресурсов и экологии РФ представило законопроект изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Согласно предложениям ведомства, на ГК «Росатом» может быть возложена функция федерального оператора по управлению опасными отходами.

Росатом

Аргументация ведомства, разработавшего новый проект с изменениями, достаточно веская: госкорпорация по атомной энергии имеет опыт успешной работы по ликвидации радиоактивных элементов. К тому же, «Росатом», не в пример другим, располагает самыми современными технологиями по уничтожению опасных остатков.

О нынешней системе утилизации отходов приходится говорить условно. Единый учет объемов и видов отходов высоких классов опасности в масштабах страны не ведётся. Его осуществляют предприятия, и поэтому объективная картина в этой сфере находится под большим вопросом.

К отходам 1-2 класса опасности относятся: полоний, ртуть, таллий, соли свинца и иные подобные элементы, содержащиеся в трансформаторах, люминесцентных лампах, ртутных термометрах, а также многочисленная группа веществ, приводящих к серьезным нарушениям экологического баланса в окружающей среде (например, нитраты, формальдегид, литий, серная кислота).

Впрочем, проблем, связанных с переработкой и уничтожением опасного мусора, еще больше. В частности, нехватка мощностей оборачивается многочисленными нарушениями на действующих полигонах ТБО. В стране сложилась только коммерческая система утилизации, которая не имеет альтернативы, и это приводит к различным ситуациям, негативно влияющим на хозяйственную деятельность предприятий.

По мнению Минприроды, создание системы управления опасными отходами приведет к росту инвестиций в строительстве специальных объектов и со временем к росту мощностей по переработке токсичного мусора.

Авторы законопроекта уверены, что появление федерального оператора в лице ГК «Росатом» не приведет к ущемлению частных фирм, занимающихся переработкой отходов. Зато их деятельность будет отслеживаться, ведь компании обязаны регулярно отправлять «главному по отходам» подробные отчеты. Развитие государственно-частного партнерства в этой сфере приведет к упорядочиванию процесса.

Федеральный оператор, в свою очередь, будет не только вести единый учет объёмов и видов утилизируемых отбросов, но и строго фиксировать географическую карту их образования в стране.

Очевидно, что федеральный уполномоченный орган будет наводить порядок в сфере обращения с опасными отходами в соответствии с определенной схемой. В числе главных требований оператора будет открытие сведений о предприятии, занимающемся утилизацией по лицензии, полная информация об объемах и видах отходов и т.д.

В проекте заложено, что хозяйствующие субъекты, чья деятельность приводит к образованию опасных отходов, могут самостоятельно их обезвредить. Предусматривается и второй вариант — заключение договора об утилизации с федеральным оператором. Как раз в этом случае и будет применяться для определения стоимости услуги тарифное регулирование.